Но нужно было два экскаватора и второй повезли на самоходной барже, который и утопили, с экскаваторщиком при входе в Николаевский порт на поворотном буе, вместе с экскаваторщиком. Сыграл баласт не откаченной воды. Позже на рыбалке на Амуре у Хабаровска я вечерком при ухе, случайно, повстречался с его из родных ребят. Они так и не узнали о причине его гибели. Его выловили на острове Байдукова в сетях, где заготавливали рыбу для лис. Экскаватор так и не нашли. Тогда, управляющий трестом специзоляция В.Е.Петинн, пригласил меня в Николаевске - уходить к нему переводом, так как против меня ПЕРВЫМ СЕКРЕТАРЕМ заводится не хорошее дело - убрать меня. Он пригласил меня к себе на Магаданский участок. А я на стройке был председателем ПОСТРОЙКОМА, но эти деятели разбирались со многими так, как им этого хотелось. Они тогда же убрали и начальника строительством ТЕЦ Копылова, которому я оформлял путевку в Японию, а он сообщил мне, что уже его сняли. Вспрминаю, как Иван Васильевич Гординко рассказывал мне эту историю с перегоном экскаватора, не зная, что перед ним тот самый без башенный. Я помню и пожар, когда полыхала кровля ТЭЦ с битумной установкой на крыше, при заполненной водой котлами и только мужество строителей и нач. участка Чайко спасло ТЭЦ от гибели. Помню и ту мощную пургу, когда были выдавлены оконные проемы и мы с базы за 6км таскали прессованные плиты - закрывая проемы. Помню и когда рвались газовые баллоны на площадке ТЭЦ в воздухе. Но мы работали и не плохо работали, но нас знобили хозяева нашей жизни. При моем на должности инженера по ТБ - не погиб и не получил увечье ни один работавший на стройке. А вот мой шлейф так и тянется за мной, с моего года рождения, когда в том 37-м, арестовали моего отца, как и у многих других. Это время идет за нами попятам, если даже и меняются их ВОЖДИ. Сегодня смотрю на историю, написанную у вас. Читаю про заслуженно получивших награды членов вашего коллектива и вспоминаю, как мне говорили, но теперь получишь не меньше звездочки. Но мы работали не за награды, как и я в свое время в арктических экспедициях. Тут есть моя статья про БЕРИНГИЮ. И кто не согласится со мной, что именно наш экскаватор, таким трудным путем, решил своевременный исход строительства Николаевской ТЭЦ, где сегодня трудитесь вы? Не забывайте и о нас. Всего вам всем доброго. Это последние строки моего отзыва, надеюсь, что пропустят. Без него теряется суть изложенного мною вам
Вышли 23 февраля, С-100 с кап. ремонта, но легче японской техники. Экскаватор нулевый - в северном исполнении с длинной стрелой, которая мешала и мы ее сбросили. Февраль на Амуре - месяц пурги да таких, что на ногах трудно устоять, а я практически шел, показывая дорогу, где легче пройти. Одетые в ватники, валенки и один тулуп - подстелить под всех на ночь. Естественно и один на всех костер - НОДЬЯ и так в течении месяца с интуииазьмом под звездами(которых в пургу и не видно). Мне в экспедициях приходилось попадать, но со мной были не подготовленные люди. Спрашивали в деревнях у председателей - как, но отвечали - погнали через Амур ДТ за сеном и больше не видели. На Амуре есть и слабо подмёрзшие полыньи, со слабым льдом, но когда еще и метет, то тут без вариантов. Я знал, где впадают реки, как-то ориентировался и в ключах. Водило рвали и ломали, но с собой был сварочник. По телефону получил установку первого секретаря Николаевского горкома - написать, что перегон ПОСВЯЩАЕТСЯ 24 СЪЕЗДУ КПСС. Пальцем написать я не мог и не потому, что противился и не хотел. У нас было такое ощущение, как будто нас кто-то ведет по эти торосам и нельзя было что-то менять. Рабочие это чувствовали и когда кто-то из них выпрыгнул их трактора в сторону - провалился под лед и оставил там свой валенок, все ощутили это чувство нашей зависимости. Все мои указания исполнялись быстро и непрекословно Двигаясь близко к берегам Амура, иногда проваливались, но не глубоко и вытаскивались. Но один раз, почувствовал не ладное (шел с разведкой впереди) - обернулся и увидел всех на льду у машин, подъехал на Т-74, а они кричат. Подошел к бульдозеру, а он в сцепке и у него вода заливает передние и за тем задние гусеницы. Но это было мгновение, Лед под ним качается. и я перед ним на коленях и чувствую, что волосы шевелятся и подымаются под шапкой Команда и механик Швалов в кабине сотки. Экскаватор отцепили и он с выпученными глазами, ведет на меня сыпясийщийся бульдозер, пока не вылезли на косу. Но экскаватор остался на льду. Быстро вечереет, заходит солнце, а мы на льду с экскаватором на санях и пробитой полыньей. Что там подо льдом - какая глубина и сани притоплены - если вмерзнут, то нам их не сдернуть. В Комсомольске нам нарубили 2-х метровые из арматуры куски металла. Ко стер поближе к полынье и полезли мерить. Глубина не большая чуть больше 1.5 м - полезли заводить трос. Завели, притопили сани и уже за полночь вытащили экскаватор на береговой лед. Ребятам по кружке спиртного из "НЗ", они уснули на тулупе, а сам просидел до утра, поддерживая костер, с чувством благодарности, что они выдержали. Приползли в село, покушали и рядом с нами корреспонденты из КОМСОМОЛКИ, Узнали позже про нас, позже написали с чьих-то слов о нашем перегоне, но мы уже ушли дальше. Заканчивалась солярка и хорошо что заполнили баки экскаватора. В Маго еще была возможность написать на экскаваторе посвящение перегона СЪЕЗДУ, но после пережитого и всех тех ночей на льду, когда мы кувыркались на нем - это желание как-то отпало, кроме одного - довести экскаватор и людей до Николаевска. В Николаевске готовили инсценированную встречу. С Братской ГЭС прилетел знаменитый экскаваторщик, имя которого было выбито на камне и должна состояться передача ключей от нашего экскаватора. и нас даже ни кто не встретил на машине - налить из термоса кружку чая. Правда один такой инструктор с горкома встретил на подходе на ГАЗ-:63. Вышел, поздоровался с каждым за руку, обошел экскаватор и уехал обратно. Я сразу понял предупреждение нашего секретаря партии Я. Шрейнера, как и понял, что это не спроста. Приползли, у одно т-74 окончательно полетела бортовая и он мог только на одной гусенице ГРЕБСТИ. Шрейне сказал, что ее заберем утром и притащим в ОГМ. Я заявил решительное - НЕТ и потребовал все машины поставить рядом. Мою просьбу выполнили. Завели нас в большое ресторанное помещение с приглушенными и накрытыми столами, мы что-то поклевали с краю и нас развезли по домам. Шнейнер предупредил меня тут же, что я сам подписал себе приговор и ПЕРВЫЙ этого не прощает. Не написал на экскаваторе, что посвящается 24 СЪЕЗДУ КПСС.
Я пенсионер 1937г. рождения. прошел с экспедициями - ГЕОДЕЗИЯ И КАРТОГРАФИЯ весь ДВ, от Тихого до Ледовитого океана. Работал с начала создания СУ ТЭЦ - инж. по ТБ, Нач. снабжения ТЭЦ. Перегонял тяжелую технику по льду Амура и хотел бы поделиться своими впечатлениями о работе на ТЭЦ, с первых ее дней строительства. Но понял что это тут неуместно и принято не было - убрали. Обидно то, что мы с честью выполняли свой долг и воспоминания о днях строительства оказалось не нужным. А мы чудом не оставили на строительстве свои жизни. Мне сейчас за 80 и как-то не по себе от вашего отношения. Ну да ладно, сегодня это не ценится.
В истории строительства ТЭЦ, пропущено много из того, в каких условиях строилась ТЭЦ. Создано было это управление не ХАБАРОВСКИМ, а руководством треста ДАЛЬЭНЕРГОСТРОЙ (г. Владивосток - Управляющий трестом Гордиенко Иван Васильевич. Очень заслуженный и уважаемый человек в ПРИМОРЬЕ. С ним я проработал до конца его жизни - Гл. диспетчером ГЛАВВЛАДИВОСТОК СТРОЯ (Владивосток). Где мы первые на в стране создали СИСТЕМУ управления (перед развалом Союза) крупными Главками, Объединениями из лучшего опыта в Союзе, на примере США и ЯПОНИИ. И сегодня наша СИСТЕМА получила правительственную БЛАГОДАРНОСТЬ от лица руководства ЭКСПЕРТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИИ (еще при первом кризисе). Но вступивший в должность Президента после рокировки Путин, заявил, что мы и дальше пойдем этим рыночным путем. Тогда на стройке первым Гл. инженером был Г.Ещенко - молодой, но талантливый инженер нач.су тэц Юрков - пьянь и стучался в ворота тюрмы, с просьбой забрать его. Были грамотные и талантливые кадры - Б. Пшеничников, Чайко - нач. главного участка строительства . На строительстве и строительстве жилья нехватало рабочих и полностью отсутствовала тяжелая техника - экскаваторы автокраны. Я ездил и подбирал людей в УФЕ, в Петропавловске Камчатском с уволенных с экипажей. График строительства был род угрозой срыва. Город ни чем не мог помочь. И было принято решение направить меня в Комсомольск на Амуре, перегнать автокран (дизельный) и экскаватор по льду Амура на строительство . Я согласился. Работал до этого Зам. Гл. инженера крупной геодезической экспедиции, а здесь уже инженером по ТБ.. Перегнали автокран, хотя по Амуру такие перевозки не осуществлялись. Подобрали команду трактористов с механиком и вылетели перегонять экскаватор. Сварили в Комсомольске сани, загнали на них ЭКСКАВАТОР - Э-652 БС и через водило, вывезли за Комсомольском на лед - гнать в Николаевск. Крайком партии - не дал разрешение (это мне так сказали). Называть это перегоном, даже условно было нельзя. Если сани попадают на песчаную косу, то сдвинуть можно только святым ДУХОМ. Правда в придачу было два бульдозера Т-74, но они в снегу и себя не тащили. А впереди - 700 км пути (как поют про Магадан).